Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Вайтушко Леонарда Георгиевна

 Будет в поле колоситься жито и журчать по камушкам вода.

Сколько было мною пережито, не забуду в жизни никогда!

Н. И. ДРОБОВСКИЙ


Вайтушко Леонарда Георгиевна - одна из тех женщин, которым очень тяжело было вспоминать о своей жизни во время войны. Но она решила поделиться с нами.

Леонарда Георгиевна родилась 11 июля 1925 года в городе Витебск. Отец Леонарды Георгиевны был механиком на пароходе. Мать работала на водном транспорте. В семье Вайтушко было шестеро детей. Леонарде удалось закончить 10 классов, после чего началась война.

Как рассказывала сама Леонарда Георгиевна: «Пришли пять человек и предупредили о том, что началась война, нужно срочно эвакуироваться. Изначально мы не собирались уезжать из своего родного города. Но 9 июля произошло то, чего мы так боялись - фашисты напали на Витебск, и нам пришлось уехать. Эвакуировались мы вместе с мамой. Эвакуация происходила по воде. Плыли две недели по реке, после чего приплыли в какой-то город, название которого никто не знал».

Тут же налетели фашистские самолёты, во время бомбёжки потерялась сестра, которой было 14 лет, и десятилетний брат, который позднее оказался в Ярославском детском доме. Времени для поисков родных не было, так как всех людей собрали в одном месте, посчитали и повели через леса. Шли очень долго, по дороге много людей погибло. Когда пришли, Леонарда Георгиевна начала понимать, что это её родной и любимый город Витебск. Согнали всех в сгоревшее двухэтажное здание. В этом здании всех людей переписали. Позднее приехало несколько машин, из них вышли фашисты, они выбрали самых сильных и молодых людей. Всех погрузили в товарные вагоны, везли практически две недели. Привезли в город Штутгарт. В этом городе проверяли на здоровье и отправляли в рабочий лагерь, рядом с которым была деревня Офинген, через которую гоняли работать. Когда Леонарду Георгиевну привезли в лагерь, ей дали одежду: зелёную куртку и зелёную юбку. На одежду обязательно нужно было пришить бирочку, на которой было написано «восточные». У кого не была пришита эта бирка, того наказывали. На работу выгоняли в пять утра. Работа была очень тяжёлая - грузили камни. Руки постоянно болели в локтях, но никто никогда не болел, все были здоровы. Почти всех надзирателей забрали на фронт, заменили их бывшие пленные из Франции и Югославии.

Кормили пленных как попало... Постоянно хотелось есть. «Не забуду в жизни никогда, как мы ждали среду, потому что в среду выдавали хлеб»,- с дрожью в голосе рассказывала бывшая узница. Не все немцы были фашистами, некоторые помогали одеждой и едой.

Тридцать дней в лагере никто не знал о том, что война закончилась. Освободили лагерь американские солдаты. Когда они приехали, то все испугались и начали прятаться в бараках. Надзиратель Яков сказал о том, что это американские солдаты, ничего плохого нам они не сделают, они наоборот хотят нам помочь. Освободили всех в начале августа. Всех пересчитали и повезли в Офинген. Там переодели, завели в продуктовый магазин, чтобы мы купили себе то, что мы хотим. После этого повезли в другой город, передавать советским войскам. Переправляли всех через реку Эльбу.

После переправления всех заперли в конюшне, (так подумала сама Леонарда Георгиевна: на стенах были нарисованы лошади). На этой конюшне пробыли примерно месяц. По ночам приходили люди в советской форме, они агитировали не уезжать на родину, предлагали остаться в Германии, или уехать в Англию. Некоторые люди остались. А некоторые уехали.

В Витебск везли на товарных вагонах. Когда проезжали города в Германии, на станции прибегали немецкие дети, они просили еды. Все, конечно же, делились едой, так как всем было жалко этих детей. Всех отвозили в те города, откуда их и забирали.

По приезду в Витебск, улицу, на которой Леонарда Георгиевна жила, найти было сложно, так как всё было разрушено. Леонарду Георгиевну нашла мама с братиком Эдиком, которому тогда было 7 лет. Сразу жили в подвалах, там было темно, сыро и много крыс, но выбора не было, и им приходилось там выживать. С братом Леонарда Георгиевна ходила работать на разрушенные здания, там они защищали обломки зданий и сломанное оборудование. Эдик, хоть и маленький, но собирал мелкие камушки и гвозди. За один рабочий день платили по одному рублю, мало конечно, но выбора не было, деньги были очень нужны. В магазинах тогда было пусто, продукты покупали на рынке. За кусочек хлеба платили 10 рублей, на то время это были большие деньги.

Леонарда Георгиевна увидела объявление, что нужны рабочие на лесозавод №13. Она знала, что он находится на окраине Витебска, так как автобусы не ходили, она пошла туда пешком. Там ей сказали, что им нужны работники в конторе. Женщина, которая там работала, посоветовала не работать в конторе, так как у неё за плечами только 10 классов, а работа сложная. Леонарда Георгиевна подумала и решила отказаться. Её взяли просто рабочей. На территории лесозавода был барак для рабочих, там и стали жить Леонида Георгиевна с мамой и братом Эдиком. Работа была сложная, они поднимали со дна Двины брёвна, которые остались от старых плотов. Однако не только Леонарда Георгиевна познала ужасы концлагеря. Брат Иосиф, который работал учителем в Новогрудке, также попал в концлагерь. Его забрали в 1941 году в немецкий лагерь «Дахау». Иосифа Георгиевича также как и Леонарду Георгиевну освободили американские солдаты. После освобождения он вернулся на родину в город Витебск и нашёл сестру, брата и маму.

Через некоторое время маму нашла сестра, которая была партийным работником. Она позвала всю семью жить к себе в Барановичи. Но скоро её отправили работать в Городище и она взяла с собой сестру и её семью. Так семья Леонарды Георгиевны оказалась в Городище. Дальше Леонарда Георгиевна начала искать работу. Она стала социальным работником, обслуживала 10 пенсионеров. Работала 3 года. Леонарда Георгиевна вспоминает, что ходила к пенсионерам каждый день, без выходных и отпуска. Один день она ходила к первой половине своих подопечных, а второй к следующей. Было очень тяжело. Однако у Леонарды Георгиевны была мечта: стать учителем начальных классов. Услышав о Новогрудском педагогическом училище, попытала счастья и пошла учиться. После этого она окончила Брестский педагогический институт.

Потом работала в Городищенской средней школе учителем начальных классов. Жила она с мамой и братьями в доме напротив Городищенского костёла. Через какое-то время вышла замуж, родила двоих детей, мальчика и девочку. Дочь умерла от менингита в два годика. Прожила Леонарда Георгиевна с мужем очень мало, так как он умер во время операции. Сын живёт и работает в Тольятти, у него есть дочь, которая живёт в Минске.

В последние годы Леонарда Георгиевна не могла справляться самостоятельно, ей помогала социальный работник. К ней часто приезжали внучка, внук и сын. На вопрос как Леонида Георгиевна относится к немцам, пожилая женщина отвечала: «Я люблю немцев, но не люблю фашистов».